Как наше знание и язык влияют на запоминание

Автор обзора: Романчева Наталья, студентка 4 курса НИУ ВШЭ

Источник: Unsplash

Иногда мы знаем, что-то о предметах или ситуации, но у нас нет для этого названий. Например, когда мы видим шарнирный механизм на крыше трамвая, то знаем что она нужна для обеспечения контакта с электрическими проводами, но у нас скорее всего нет для нее отдельного названия (“пантограф”). Иногда названия у нас все-таки есть, но одни названия лучше приходят на ум, чем другие. Например, цвет одних объектов мы быстрее назовем (красный, зеленый), чем других (сиреневый, оливковый). Обычно чем больше мы что-то знаем, чем большее значение оно имеет для нас, тем вероятнее, что у нас для него есть удобное название. Но имеют ли названия и знания одинаковое значение для когнитивных функций? Что важнее, например, для запоминания новой информации — иметь для этой информации удобные названия, которыми ее можно описать или иметь дополнительное знание, какое-нибудь правило?

В одних предыдущих исследованиях было показано, как наше знание влияет на научение и запоминание и как влияет язык. Так в недавнем исследовании (De Brigard et al., 2017) авторы дали задачу взрослым испытуемым — вывести правило для категоризации цветных узоров (нужно было определить важный для категоризации признак). Часть испытуемых находила этот признак, а другая часть просто рассматривала цветные узоры. После этого обеим группам нужно было посмотреть на несколько новых узоров и постараться запомнить их как можно лучше. На последнем этапе все участники должны были вспомнить, найти эти изображения среди новых. Оказалось, что с данным заданием лучше справилась та группа, у которой для этой информации было дополнительное знание — правило категоризации. Что интересно, наличие правила категоризации не только улучшило опознание информации, но и увеличивало количество ошибок от этого знания. Участники ошибочно считали что видели ранее некоторые новые примеры, если эти примеры содержали важную для правила информацию.

В другом исследовании было показано, что на легкость научения новому правилу влияет легкость названия частей объектов (Zettersten, Lupyan, 2020). Ранее мы писали об этом исследовании и его продолжении: в этих исследованиях было показано, что взрослые и дети старше девяти лет лучше находят новое правило, если части задачи имеют более легкие названия.

В нашем новом исследовании мы поставили цель отделить влияние знания правила и легкости называемости частей объекта на запоминание, а также изучить их взаимодействие.

В ходе подготовительного исследования было отобрано восемь легко называемых и восемь сложно называемых цветов. Отбор происходил следующим образом: отдельной группе участников рассылали онлайн-опросник, в котором предъявляли 20 цветов в виде цветных прямоугольников и просили назвать каждый из них. Затем с помощью специального показателя (коэффициента Симпсона) было подсчитано, какие из них были названы всеми почти одинаково (легко называемые) и какие были названы по-разному (сложно-называемые).

Для основного исследования были созданы стимулы, состоящие из 4 частей и раскрашенные в эти легко называемые или сложно называемые цвета.

Каждое из изображений относилось к одной из четырех категорий — на рисунке ниже это указано как один из четырех секторов. Часть, обозначенная выше буквой a, была раскрашена в цвет, релевантный категории, к которой относилось изображение, а остальные были окрашены случайным образом.

На первом этапе все участники разделялись на экспериментальную, либо контрольную группы.

В экспериментальной группе надо было относить изображение к одной из 4 категорий в зависимости от цвета указанной части. В контрольной группе этого делать было не нужно, но нужно было было оценивать насколько эта же часть узора сочетается по цвету с остальными частями. Иными словами после выполнения этого задания участники экспериментальной группы имели в памяти новое правило, а участники контрольной группы правила не имели.

На втором этапе нужно было запомнить новые изображения. На третьем, последнем этапе участникам показывали часть новых изображений и часть изображений с предыдущего этапа и надо было опознать старые изображения среди новых.

В результате мы обнаружили, что если у участников не было выученного правила категоризации, то на успешность их запоминания влияла легкость называния частей объектов — они лучше вспоминали узоры, состоящие из легко называемых частей, чем сложно называемых. Однако, если у участников было правило для категоризации примеров, то в этом случае они запоминали одинаково хорошо, названия для частей не оказывали влияния. Данные результаты демонстрируют гибкость нашей системы запоминания и научения. При отсутствии нужных знаний мы полагаемся на ресурсы, которые предоставляет наша речь, предлагающая средства для описания информации. Если же мы приобретаем нужные нам знания, то мы уже не нуждаемся в речи, само знание направляет наше восприятие и является опорой для запоминания.

Литература

De Brigard, F., Brady, T. F., Ruzic, L., & Schacter, D. L. (2017). Tracking the emergence of memories: A category-learning paradigm to explore schema-driven recognition. Memory & cognition, 45(1), 105-120

Zettersten, M., & Lupyan, G. (2020). Finding categories through words: More nameable features improve category learning. Cognition, 196, 104135.

Оставьте комментарий