Практикум: наблюдение за неожиданными событиями улучшает научение у младенцев

Научение происходит в ходе жизни постоянно, однако люди также обладают “базовыми знаниями” или ожиданиями, которые, предположительно, имеются с рождения. Такие базовые ожидания могут в какой-то мере направлять процесс научения. Согласно многим исследованиям, младенцы реагируют удивлением, когда основные ожидания нарушаются. Например, младенцы дольше смотрят на мяч, которые катится и “проходит сквозь стену”, нежели чем когда мяч останавливается у стены (в соответствии с физическими законами). Это говорит о наличии базового знания об объекте, то есть понимания того, что твердый предмет не может пройти через через другой предмет не нарушив его целостности. Также младенцы смотрят дольше на объект, когда этот объект, будучи спрятанным в одном месте, оказывается в другом. Такое поведение младенцев говорит о наличии базового понимания непрерывности объекта.

В своем исследовании Э.Стал и Л.Фейгенсон проверили гипотезу о том, что нарушения базовых ожиданий о поведении предметов сигнализируют детям об особой возможности для обучения. Авторы демонстрировали 11-месячным детям  событие, которое либо соответствовало, либо нарушало один из физических законов:  твердость предмета или пространственно-временную непрерывность, два основных физических принципа, к которым дети уже в этом возрасте проявляют внимание. В одном случае (рис. 1А) младенцы видели предмет (игрушечная машинка для одного наблюдения и  мяч для другого), который скатывается с горки и скрывается за экраном. Сплошная стена, частично видимая над экраном, явно преграждала путь предмету. Затем младенцам показывали, что если удалить экран, то в одном случае предмет был перед стеной, как-бы был остановлен ею, в соответствии с ожиданиями относительно физического принципа; либо то, что он был после стены, тем самым нарушая ожидания относительно физического закона. 

В случае другого закона,  пространственно-временной непрерывности (рис. 1В), детям показывали два экрана, размещенных на пустой сцене. Экспериментатор спрятал предмет (шар или блок) за левым экраном, затем приподнимал оба экрана, чтобы показать, что объект все еще находится за левым экраном, таким образом обращаясь к ожиданиям относительно непрерывности, а в другом случае — что объект теперь находится за правым экраном, тем самым нарушая ожидания относительно непрерывности.

В последнем примере, закон  поддержки или опоры (рис. 1С), дети видели объект (например, автомобиль), который толкали вдоль поверхности до края, и оставляя на краю этой поверхности (в соответствии с ожиданиями), или выталкивали через край поверхности без падения, тем самым нарушая ожидания.

Рис. 1. Соответствие и несоответствие ожиданиям в экспериментах

В конце каждого наблюдения младенцам отдавали предметы, которые демонстрировали и измеряли длительность наблюдения за каждым предметом и, с каким предметом они предпочтут играть первым. Оказалось, что дети дольше смотрели и предпочитали играть с тем предметом, который вел себя не в соответствии с физическими принципами. Таким образом, авторы показали что когда младенцы видят, что поведение объекта  противоречит их ожиданиям, они уделяют больше внимания таким объектам, больше исследуют его объект и проверяют различные гипотезы при игре с ним. 

Возраст

Данный эффект можно обнаружить у детей в возрасте от 10 до 18 месяцев. 

Как проводить эксперимент

Для воспроизведения эффекта понадобятся три предмета (небольшой мячик, две разные машинки — разной формы и цвета), самодельная небольшая горка и две стенки (можно использовать книги). Можно, например, использовать игрушечную горку из конструкторе. Также понадобиться ширма, которую можно будет установить перед горкой. 

Перед экспериментом ребенка нужно посадить так, чтобы ему было удобно смотреть на горку, но чтобы он не мог достать до игрушек. Например, ребенка можно посадить в стул для кормления. Также нужно установить камеру, которая будет записывать то, как себя ведет ребенок, поскольку будет очень трудно увидеть разницу в поведении ребенка относительно предметов на глаз. Важно, чтобы камера представляла собой привычное устройство для ребенка, которое он знает (телефон\планшет\камера) или можно замаскировать ее. 

Эксперимент проводится следующим образом. Горка устанавливается так, чтобы она упиралась в стенку и через небольшое расстояние стояла вторая стенка,  и вся конструкция от конца горки и до второй стенки закрывается ширмой, на так, чтобы стенки немного виднелись (как на рисунке 1А).

Сначала взрослый показывает ребенку как один из предметов, например, мяч скатывается и упирается в преграду, ближнюю или дальнюю от горки. Можно сделать это несколько раз (2-4 раза) Здесь ширма пока не установлена, чтобы ребенок видел, как может себя вести игрушка на всем пространстве сцены.

Затем устанавливается ширма (рис. 1А). Ребенка показывают ожидаемое событие:  первую машинку, как она скатывается с горки и останавливается у первой стенки. Поднимают ширму и машинка находится перед стенкой. Затем взрослый берет вторую машинку, также ставит на горку и показывает, как машинка скатывается, пропадая за ширмой. После опускания ширмы ему показывают, что она находится перед второй стенкой (взрослые перемещает ее за ширмой). После этого обе машинки кладут перед ребенком и предлагают с ними поиграть. Здесь важно снимать процесс игры от момента первого касания до момента, когда ребенок перестанет прикасаться к игрушкам. Согласно гипотезе ребенок будет дольше играть с тем предметом, поведение которого не соответствовало ожиданиям, то есть с машинкой, которая была за стенкой. 

Также можно посмотреть, как именно ребенок играл с игрушками. Согласно гипотезе он будет дольше рассматривать, встряхивать, поворачивать разными сторонами ту машинку, которая нарушала ожидания. Все эти действия ребенок будет делать для того, чтобы лучше понять предмет, найти причины его необычного, неожиданного поведения.  

Оригинальная статья: Stahl, A. E., & Feigenson, L. (2015). Observing the unexpected enhances infants’ learning and exploration. Science, 348(6230), 91-94.

Оставьте комментарий