Практикум: эффект чрезмерного подражания у детей 2-3 лет

Одной из самых впечатляющих способностей ребенка раннего возраста (~от года до трех), наверное, можно назвать умение вылавливать и точно копировать преднамеренные части действий взрослого с предметами. Мы привыкли говорить о том, кто подражает, что он «обезьянничает». А современные научные данные в области когнитивного развития показывают, что маленький ребенок обезьянничает намного точнее и чаще, чем другие приматы! Исследователи, работавшие с шимпанзе, обнаружили однажды, что если обезьяна видит, как устроена коробка, в которую кладут угощение, она не будет повторять за человеком ненужные для его извлечения действия: если видно, что открыть крышку достаточно — она не будет вынимать палочки из пазов по бокам. В аналогичной ситуации дошкольник повторяет за взрослым все показанные им действия, как нужные, так и ненужные для того, чтобы вытащить игрушку из незнакомого для него объекта. Подробнее смотрите здесь.

Возраст

Данный эффект можно обнаружить уже у детей в возрасте 2х-3х лет. У детей постарше (3-5 лет) этот эффект проявляется даже ярче . Но для того, чтобы обнаружить описываемый здесь эффект у детей постарше, необходимо усложнить материал (в описании материала мы подскажем, как).  

Как проводить

Сначала необходимо подготовить материал для эксперимента. Нам понадобится некий объект, внутрь которого можно что-то положить (маленькую игрушку), и потом извлечь, при этом способ извлечения наглядно понятен (рациональное действие). Кроме того, у объекта должна быть детали (или даже детали) , с которой можно производить действие, очевидно не нужное для извлечения игрушки (нерациональное действие/действия). 

Мы предлагаем в качестве такого объекта использовать коробку с крышкой, которая открывается рукой простым поднятием крышки, и это наглядно понятно. Важно, чтобы коробка была полностью незнакомой для ребенка, чтобы на ней не было никаких признаков, напоминающих о том или ином опыте использования этой коробки. Таким образом, открытие крышки будет рациональным действием — напомним, важно, чтобы было наглядно видно, что крышка легко открывается сама, без участия каких-либо дополнительных предметов. При создании объекта нужно критически оценить предмет, похож и он на целостный предмет.

В качестве же детали для нерационального действия мы предлагаем использовать палочку с зацепкой, с помощью которой можно открыть крышку коробки (то есть, на крышке должна быть ручка, или палочка может иметь на конце магнит, ответный тому, что есть на крышке). Также заранее нужно приготовить маленькую игрушку, которую вы будете класть в коробку. Игрушка может быть любой, например, фигуркой из шоколадного яйца с сюрпризом. 

В эксперименте будут участвовать взрослый и ребенок. Перед началом эксперимента нужно установить камеру, которая будет записывать то, как себя ведет ребенок. Важно, чтобы камера представляла собой привычное устройство для ребенка, которое он знает (телефон\планшет\камера). Камера устанавливается на штатив вне прямого видения ребенка, чтобы он не отвлекался, а также не испытывал давления. Если во время эксперимента ребенок будет спрашивать про камеру, то тут можно привлечь его внимание, поснимать ребенка, а потом перейти к эксперименту, например, сказав “ ну давай посмотрим, что у нас есть”.

Важно, чтобы взрослый вел себя уверенно, выступал своего рода экспертом, выглядел точно знающим, как обращаться с коробкой: уверенно ее открывать и уверенно использовать использовать палочку для открытия крышки (или уверенно обращаться с другим объектом, который вы подготовите, и уверенно выполнять и нерациональное и рациональное действия). Однако, вслух нужно сказать только: “Я покажу тебе, какая у меня есть штука”, и показать ему “новую штуку” — новый объект, который он никогда не видел. В том числе поэтому коробка должна быть без каких-либо узнаваемых признаков. 

Дальнейшие слова должны быть такими: “Смотри, что у меня есть, с этим можно играть вот так…”. В этот момент вы палочкой (!) открываете крышку (то есть, выполняете нерациональное и рациональное действия), а дальше говорите: “Смотри, вот здесь у нас есть игрушка”. Достаете игрушку из коробки и показываете игрушку. 

Важно не говорить, что только с помощью палочки мы можем открыть крышку, или что вы открываете крышку палочкой. Важно просто показать, как вы открываете крышку палочкой, как нечто само собой разумеющееся. 

Затем нужно положить игрушку обратно в коробку и закрыть крышку, палочку положить рядом (то есть, выполнить в обратной последовательности рациональное и нерациональное действия). Потом нужно сказать: “А сейчас мне нужно ненадолго выйти, а ты можешь достать игрушку так, как тебе хочется”. Выход взрослого из комнаты нужен для того, чтобы минимизировать социальное давление на ребенка. Во время того, как взрослый выйдет из комнаты, действия ребенка будут записываться на камеру, и в дальнейшем именно эту запись можно будет проанализировать. 

Потом вы возвращаетесь в комнату. Можно спросить у ребенка, понравилось ли ему.

Также стоит спросить: “А как ты доставал(а) игрушку? А зачем ты использовал(а) палочку? А как ты думаешь, можно ли достать игрушку без палочки?” Здесь скорее всего, 2-3х летние дети не дадут какой-то конкретный ответ, а вот рассуждения старших детей могут быть весьма любопытными.

Что можно еще сделать чтобы увидеть другие стороны проявления этого феномена у вашего ребенка?

  1. Усложнить сам объект: нерациональных действий может быть и 2, и 3, и они могут быть полностью отделены от рационального (это может быть вытягивание поршня, извлечение карточки из щели, выкручивание винта, например)   Важно соблюсти несколько условий:
    1. Должно быть хорошо видно, что для того, чтобы достать игрушку с объектом достаточно произвести одно,  рациональное, действие  (например, отвинтить крышку, выдвинуть вложенный ящик, раскрыть коробку целиком, сдвинуть слайд-крышку)
    2. Также должно быть видно, что другие действия с объектом, которые мы будем проводить, нерациональные, не нужны для открытия крышки и доставания игрушки.
    3. Важно, чтобы объект воспринимался как целостный, и в то же время, чтобы отдельные его детали не были узнаваемыми частями знакомых ребенку предметов. Скажем, если для вытягивания поршня к коробке будет присоединен “шприц” из набора для теста, лучше его поместить через отверстие в стенке коробки внутрь, так чтобы снаружи были только упоры и ручка самого поршня, да и их покрыть цветным скотчем 
  2. Провести ту же методику с другим объектом, выполнив нерациональное действие неудобным, вычурным, способом. Например, вставить карточку в коробку ребром ладони, открутить крышку, держа руку локтем вверх. 

Здесь можно будет увидеть, что дети не копируют само движение взрослого, характер действия, при этом повторяя нерациональное действие, что значит, что они копируют намерение, план действий, продемонстрированный взрослым.

  1. Использовать знакомый предмет и попробовать с ним сделать нерациональное действие. Например, можно выбрать совок, с которым играют в песочнице. Взять этот совок и начать набирать песок ручкой совка. “Смотри, что я тебе покажу, с этим можно делать вот так”. Скорее всего ребенок может сказать: “Нет, так нельзя, нужно вот так”, и покажет, как надо правильно набирать песок или просто проявит легкое замешательство, постарается переключиться на другое. При этом, есть вероятность, что ребенок воспримет эту ситуацию как шутку. Чтобы этого не произошло лучше взять новый совок, который ребенок никогда не видел. С таким объектом не должно возникнуть ощущение, что мы шутим или балуемся.
  2. Попробовать сделать действия с новым объектом неуверенно, как будто вы видите этот предмет в первый раз. Здесь ребенок скорее всего не будет повторять ваши действия. 

Некоторые объяснения возможных результатов

Мы предполагаем, что ребенок повторит нерациональное действие за взрослым. 

А что если нет? Как это объяснить?

Ребенок начинает открывать крышку рукой, а не палочкой, то есть выполняет рациональное действие, а не нерациональное. Здесь есть несколько объяснений:

  1. Возможно, взрослый дал понять, что не является экспертом. Как проверить, так ли это? Провести методику, приготовив новый объект, по возможности непохожий на предыдущий, через 2-3 недели. 
  2. Возраст ребенка меньше 2х лет, следовательно эффект чрезмерного подражание еще не проявился. Как проверить, так ли это? Взять новый объект, например коробка и крышка с поршнем . Сначала попробовать открыть крышку с поршнем, показать, что это не получается. Потом вынуть поршень и открыть крышку. Здесь ребенок скорее всего повторит нерациональное действие, поскольку  эффект чрезмерного подражания удается спровоцировать только в неполной мере. 

Оставьте комментарий