Практикум: какие категории могут различить дети в полтора года

Одной из базовых способностей нашей психики является способность разделять окружающий мир на значимые группы: собаки, чашки, деревья. Эта способность появляется очень рано в жизни, даже до того, как дети узнают названия для этих групп. Дети в возрасте до двух лет могут вычислять сходство между объектами по их внешнему виду автоматически, и это происходит без участия взрослого. Такая способность позволяет им, с одной стороны, научаться большому количеству информации за ограниченное время, с другой стороны, вычислив сходство между объектами, они могут непосредственно реагировать на это сходство в плане своих действий с предметами. 

Например, в недавних экспериментах обнаружили интересный эффект: дети в возрасте полутора-двух лет при виде множества разнообразных предметов из двух категорий склонны брать в руки или прикасаться по очереди к сначала ко всем объектам из одной категории, и лишь потом “занимаются” второй. Например, если ребенку дадут для игры фигурки легковых машин и лошадей, он/она сначала потрогает, переберет игрушки одной группы (например, машинки), а потом другой (лошади).  Такое поведение получило название эффекта последовательных прикосновений

При этом эффект не проявляется (т.е.дети берут объекты в случайном порядке),если различие между группами слабо заметно визуально, например, если им показать фигурки лошадей и собак (относятся к одной общей категории — животные, поэтому имеют много общих признаков). На видео показан эффект последовательных прикосновений из нашего эксперимента (Котов, Котова, 2016).

Интересно, что, поскольку этот эффект не зависит от речи и связан с автоматически вычисляемым сходством во внешнем виде, то он будет наблюдаться стабильно у всех детей из любой культуры. На видео ниже можно увидеть этот эффект у детей из сельской местности в Гане, Африка (за видео благодарим научного сотрудника Международного центра антропологии НИУ ВШЭ — Алину Лапушкину).

Возраст

Данный эффект можно обнаружить у детей в возрасте от 1.5 до 3.5 лет

Как проводить эксперимент

Необходимо подготовить два набора по пять-семь предметов в каждом наборе. Это могут быть игрушечные животные или транспорт. Предметы должны быть приблизительно одинаковыми по размеру. Дети будут демонстрировать эффект последовательных прикосновений, только если наборы предметов будут сильно различаться во внешнем виде. Например, “кошки/грузовики” или “лошади/самолеты”. 

Для выполнения задания достаточно перемешать их и одновременно выложить перед ребенком. Если ребенок сидит за столом, лучше отодвинуть набор игрушек так, чтобы они были не рядом с ребенком, а он должен был бы слегка тянуться за ними. Детей до двух лет можно просто оставить с игрушками, а детям постарше можно сказать, чтобы они поиграли, как им хочется. Во время игры нужно фиксировать (удобно это делать с помощью видеозаписи), к какой игрушке и в каком порядке прикасается ребенок. Если ребенок берет игрушку и оставляет ее рядом с набором, можно незаметно отодвигать подальше те игрушки, к которым он уже прикасался.

Какие гипотезы можно проверить

Можно проверить гипотезу о том, что дети будут чаще прикасаться последовательно к примерам одной категории, если категории сильно различаются между собой, чем когда они имеют много общего (относятся к одной общей категории, например, животные или транспорт). Можно подбирать разные наборы из двух категорий и смотреть, какие категории дети различают, а какие нет. С возраста 2-2.5 лет дети должны уже различать категории на более общем уровне. Попробуйте смешать различные транспортные средства (машины с колесами — легковые, грузовики и т.д.) и животных-млекопитающих (собаки, лошади, коровы, …). Способность различать категории на этом уровне — это уже более высокий уровень развития способности к категоризации.

Оставьте комментарий