Эмпатия, когнитивный контроль и транскраниальная магнитная стимуляция

Автор обзора: Валентина Бачурина, аспирантка НИУ ВШЭ

Оригинальные статьи: Leonardo Christov-Moore, Taisei Sugiyama, Kristina Grigaityte & Marco Iacoboni. Increasing generosity by disrupting prefrontal cortex. Social Neuroscience Volume 12, 2017 — Issue 2

Leonardo Christov-Moore, Marco Iacoboni. Self-other resonance, its control and prosocial inclinations: Brain–behavior relationships. Human Brain Mapping., Volume 37, 2016, — Issue 4

Люди, как известно, существа социальные – без общества человек человеком не считается. Социальное поведение людей и других приматов изучается на разных концептуальных уровнях в рамках гуманитарных и естественных наук. Исследованием биологических связей социального поведения и мышления в мозге занимается социальная нейронаука. Одной из самых интересных проблем в социальной нейронауке является происхождение альтруизма, который в исследованиях иначе называется про-социальным поведением.

Источник: Unsplash

Существует несколько теорий, предлагающих свою модель когнитивных механизмов про-социального поведения. Важную роль в них играет понятие эмпатии — знакомый всем нам феномен восприятия физических ощущений и эмоций другого существа как своих собственных. Многочисленные исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) позволили ученым выделить несколько областей в человеческом мозге, которые участвуют в процессах эмпатии. При этом оказалось, что, помимо этих областей, во время наблюдения за чужими эмоциями или болью активируются некоторые зоны префронтальной коры, связанные с сознательным контролем мыслей и поведения. На основе этих данных была выстроена теория социального контроля, согласно которой префронтальная кора регулирует блокировку наших эгоистических порывов и помогает нам быть альтруистами. Обратная ей теория когнитивного контроля эмпатии предполагает, напротив, что активация префронтальной коры ведет к блокировке боли и отрицательных эмоций, которые мы получаем эмпатически от других людей, и следовательно, понижает нашу склонность к альтруистическому поведению, ведь гораздо проще игнорировать боль, которую ты не чувствуешь.

Эти теории прошли проверку в недавнем исследовании (Christov-Moore et al. 2017). Первоначальное предположение исследователей заключалось в том, что роль префронтальной коры состоит в контроле и торможении «эгоистичных» процессов  — теория социального контроля. Следовательно, активация префронтальной коры должна способствовать просоциальному поведению (например, дружелюбию и щедрости), а нарушение ее работы – приводить к эгоистичному поведению. Для проверки этой гипотезы авторы избирательно нарушали работу регионов префронтальной коры мозга участников эксперимента с помощью транскраниальной магнитной стимуляции (cTBS), а потом предлагали участникам принять участие в игре «Диктатор». В этой игре участнику предлагается разделить какой-то реальный ресурс (обычно это небольшое денежное вознаграждение) между собой и другим игроком. 

При этом раздел ресурса здесь происходил анонимно, чтобы на поведение испытуемого не повлияло желание показать себя альтруистом перед экспериментаторами и вторым игроком. Сравнение результатов игры показало, что гипотеза была неверной: в случае нарушения работы префронтальной коры размер ресурсов, отдаваемых другому игроку увеличивался. Эти результаты как раз соответствуют теории когнитивного контроля – контроль “сверху” как будто делает нас более эгоистичными.

В другом исследовании (Christov-Moore et al.,2016) ученые предприняли попытку найти взаимосвязь между склонностью человека проживать ощущения и эмоции других людей, когнитивным контролем «сверху» этих процессов и альтруизмом. Для обозначения рефлекторной (=автоматической) склонности человека чувствовать наблюдаемые ощущения, эмоции и поведение других людей авторы использовали термин “self-other-resonance”, который можно перевести как «отражение-другого-в-себе». 

В исследовании изучалась связь между активностью мозга во время «отражения-другого-в-себе» (далее — SR) и просоциальным принятием решений. Выявление участвующих в SR областей мозга и оценка их активности происходили при выполнении испытуемыми двух заданий в процессе фМРТ. Первое задание состояло в пассивном наблюдении за тем, как в руку человека втыкают иглу, а второе — в наблюдении и имитаций эмоций. Просоциальное принятие решений оценивалось через анализ действий участников в уже упоминавшейся игре «Диктатор», в которой игроку предлагается поделить все имеющиеся ресурсы между собой и другим игроком. Чем больше ресурсов игрок отдает другому, тем более просоциальным считается его поведение. В эмпатии больше всего оказались  задействованы области первичной соматосенсорной коры, дорсальной островковой коры и левой миндалины. Исследователям эмоций и ощущений эти области хорошо знакомы: соматосенсорная кора отвечает за обработку наших ощущений от тела (именно здесь располагается “карта” нашего тела), островковая кора — за болевые ощущения, сигналы от внутренностей и эмоцию отвращения, а миндалина сообщает об опасности и определяет силу эмоциональной реакции на эту опасность. Областями когнитивного контроля «сверху-вниз» считаются в первую очередь передняя поясная кора и дорсолатеральная (это значит, что она расположена “сверху и сбоку”) префронтальная кора. Оказалось, что чем больше была активность областей, задействованных в SR, тем более альтруистично вели себя игроки. А высокая активность регионов, контролирующих боль и эмоции “сверху-вниз” и их взаимосвязь с регионами эмоций  (такая связь называется “функциональная коннективность”), наоборот — делала игроков более “жадными”. 

Из этих данных, можно сделать несколько предположений. Во-первых, получила поддержку гипотеза «воплощенного познания» (embodied cognition). Согласно этой теории «высшие» в иерархической модели когнитивные процессы, в число которых входит и социальное мышление, опираются на более «базисные» чувственные и двигательные  процессы. Авторы приходят к выводу, что наше альтруистичное мышление и поведение связаны с активацией эмпатических процессов, которые в свою очередь основаны на физическом ощущение боли или эмоций других как своих собственного. Таким образом, можно сделать осторожный вывод, что эмпатия — наша непроизвольная реакция на страдания другого.

Оставьте комментарий