Пятка или ахилл: какие названия помогают научению у детей и взрослых

Автор обзора: Мария Жердева, стажер-исследователь НИУ ВШЭ

Оригинальная статья:  Zherdeva, M., Kotova, T., & Kotov, A. (2019). Nameability of spatial locations and category learning in children. The Russian Journal of Cognitive Science, 6(3), 30-37.

Детей окружает большое количество объектов и событий, и чем старше они становятся, тем больше они знают названий для них. При этом, для одних объектов и событий есть удобные названия, которые сразу приходят в голову и легко произносятся, а для других существуют менее удобные названия. Так, для описания частей стопы мы имеем такие простые названия, как пятка и стопа, тогда как для других частей стопы есть менее удобные названия, например, подъем и подушечка. Если провести мысленный эксперимент и начать описывать любой предмет, то всегда первыми мы назовем те его части, для которых есть удобные названия. 

В недавнем исследовании (Zettersten & Lupyan, 2020) на объектах с частями окрашенными в разный цвет, было показано, что легкость их названия влияет на скорость научения новому правилу: чем проще подобрать название для части (например, если это такие цвета, как красный или синий, а не оливковый или сиреневый), тем быстрее участники могли проверить гипотезу о том, важна ли эта часть или нет. 

В нашем исследовании в качестве такой важной для проверки гипотез информации мы  использовали названия не для частей объекта, а для их месторасположения  (Котов, Жердева, 2020). Мы выяснили, что расположение информации в местах, для которых есть удобные названия, приводит к тому, что  взрослые участники быстрее находят ту часть, которую загадал экспериментатор, чем если ту же информацию размещали в местах с неудобными названиями. Однако, нам было интересно узнать, будет ли это  справедливо и для детей, и если да, то для детей какого возраста. Для ответа на этот вопрос мы изменили задачу, сделав ее достаточно простой и интересной для детей младшего школьного возраста.

В исследовании участвовали дети в возрасте от 6 до 10 лет. Мы разделил детей на две группы по возрасту: дети 6-8 лет, и 9-10 лет. Дети из обеих групп были в случайном порядке распределены между условиями с высокой и низкой называемостью местоположений признаков. Мы придумали и рассказали детям историю, согласно которой на вымышленной планете живут два вида инопланетян. На ногах у инопланетян есть знаки, по которым можно определить, к какому виду относится тот или иной инопланетянин. Эти знаки расположены в разных местах, и в зависимости от местоположения знака на ноге, можно было определить вид инопланетянина (Гацуны и Бликеты). Во время эксперимента, на экране компьютера детям показывали картинку ноги с двумя знаками в разных местах и просили определить, к какой из группе инопланетян она принадлежит. 

Структура правила могла быть определена так: “если в месте 1 встречается знак, то это вид инопланетян, который называется Гацун; если знак встречается в месте 2, то это вид Бликет. Таким образом, только одно из месторасположений было важно для определения группы инопланетян. Дети, формулируя и проверяя гипотезы, могли обнаружить это правило за разное количество попыток. 

Перед проведением эксперимента мы оценили легкость называемости различных частей стопы и выяснили, что такие части, как пятка, мизинец, косточка и стопа обладают удобными называемостью, а свод, подъем, подушечка и ахилл — неудобными (на рисунке они обозначены разными цветами: синий для мест с удобными названиями, красный — неудобными). Соответственно, одной группе детей демонстрировали изображения с признаками в легко называемых частях, а другой — в трудно называемых

В результате мы обнаружили, что только 9-летние дети, как и взрослые, быстрее находили правило в условии с высокой называемостью, чем в условии с низкой называемостью. А 7-летние участники не различались по скорости научения, но при этом смогли достаточно хорошо научиться новому правилу. Таким образом, только с возраста 9 лет названия помогают в находить новые закономерности и запоминать результаты проверки своих гипотез во время поиска информации. Для детей же младшего школьного возраста пока невозможно самостоятельно использовать речь для упрощения решаемой задачи. Как мы описали в другом обзоре, дети младшего возраста пользуются вербальным описанием, которое им может дать взрослый, но при этом сами задействовать вербализацию для упрощения решения задачи не могут.

Источник: Unsplash

В наших будущих исследованиях мы хотим изучить, как именно взрослые помогают детям своим вербальным описанием, и как дети научаются делать это затем самостоятельно. 

Литература:

Zettersten, M., & Lupyan, G. (2020). Finding categories through words: More nameable features improve category learning. Cognition, 196, 104135.

Котов, А. А., & Жердева, М. П. (2020). Влияние легкости наименования пространственных признаков на научение новым правилам категоризации. Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(1).

Оставьте комментарий