Как категории помогают младенцам понимать значения новых слов

Автор обзора: Сабина Асадова, студентка 3 курса НИУ ВШЭ

Оригинальная статья: Pomiechowska, B., & Gliga, T. (2019). Lexical Acquisition Through Category Matching: 12-Month-Old Infants Associate Words to Visual Categories. Psychological Science, 30(2), 288–299.

Источник: Unsplash

Как дети учатся понимать первые слова, и какие механизмы лежат в основе развития речи? Эти вопросы — одни из самых важных вопросов в психологии развития. Существуют разные теории, предлагающие свои ответы на эти вопросы. 

 Согласно одной из теорий, дети используют стратегию для связи объектов с их названием, предпочитая при этом опираться на их форму, то есть “соглашаются”, что другие объекты называются также, если имеют такую же форму, но не цвет или материал (Smith, Jones & Landau, 1996). Однако механизм, описанный в этой теории, требует, чтобы у детей уже был значительный опыт использования языка, чего явно нет у детей в возрасте до двух лет.

Согласно другой теории (Clark, 2017), младенцы могут легко усваивать новые категории как в ходе коммуникации со взрослым, так и без неё, самостоятельно. В этом случае мы говорим о том, что существуют так называемые “довербальные” категории, которые, возможно, в будущем становятся основой для значений новых слов. Таким образом, новые слова, которые слышит ребёнок, сопоставляются с уже имеющимися хорошо определёнными категориальными представлениями. Преимущество данного механизма в том, что с его помощью усвоение слов может происходить быстро и при минимальном количестве вводной информации, поскольку не нужно тратить усилия на восприятие объекта, он уже рассматривается как пример определённой категории. Однако на сегодняшний день не существует прямых доказательств, что наличие довербальных категорий может быть потенциально использовано в качестве источника значений слов в младенчестве.  Поэтому Барбара Помичёвски и Теодора Глига провели серию экспериментов, в которых проверяли, могут ли выученные ранее категории помочь младенцам выучить значения новых слов и смогут ли они эти названия перенести на новые примеры (объекты) данной категории. 

В первом эксперименте приняли участие 36 младенцев в возрасте 12-ти месяцев. Детям демонстрировали фотографии объектов из двух категорий: степлеры и кофеварки. Одна группа детей выполняла задание в лёгком варианте научения (так называемый blocked вариант — сначала демонстрировали все примеры одной категории, например степлеры, а затем все примеры другой, то есть кофеварок), что позволяло понять различия между категориями. Другая группа выполняла задание в трудном варианте (interleaved вариант — примеры двух категорий предъявлялись вперемешку), что не позволяло за заданное количество наблюдений понять различия. 

После научения детям в обеих группах показывали по одному новому примеру каждой категории и произносили их название, новое слово. В качестве названий использовались два искусственных слова: “риф” и “тома” . Каждый пример назывался шесть раз в следующей манере: “Это [имя объекта]! [Имя объекта]! Ты видишь этот [имя объекта]? Посмотри на этот [имя объекта]! Найди [имя объекта]! [Имя объекта]!». 

На последнем этапе проводилось тестирование, чтобы оценить, действительно ли дети сформировали новое значение, а не установили простую ассоциацию названия с конкретным примером. Детям демонстрировали по два новых изображения каждой категории. Во время демонстрации произносилось только одно слово из двух,  либо “риф”, либо “тома”. Изображения показывались в полной тишине в течение 2 секунд до называния, чтобы у экспериментаторов была возможность определить, на какой из двух объектов предпочтёт смотреть ребёнок после, собственно, называния. 

В результате оказалось, что дети сформировавшие категории, смотрели значительно дольше на пример, названный словом, в то время как дети, не сформировавшие категории, смотрели на каждый пример одинаковое количество времени. Таким образом, авторы доказали, что знание категории помогает освоению нового слова. Эти результаты обладают высокой теоретической значимостью, поскольку демонстрируют переход от довербальных категорий к языку и в будущем к усвоению культурного знания.

В обсуждении результатов авторы отмечают, что обнаруженная ими закономерность имеет интересные следствия. Так, если научение категориям важно для усвоения новых слов, мы можем предположить, что индивидуальные различия в таком виде научения могут быть источником индивидуальных различий в скорости развития речи у детей. Например, известное при аутизме плохое усвоение новых категорий может объяснить низкий темп расширения словарного запаса.

Литература:

Clark, E. V. (2017). Semantic categories in acquisition. In H. Cohen & C. Lefebvre (Eds.), Handbook of categorization in cognitive science (pp. 397–421). Amsterdam, The Netherlands: Elsevier.

Smith, L. B., Jones, S. S., & Landau, B. (1996). Naming in young children: A dumb attentional mechanism? Cognition, 60, 143–171.

Оставьте комментарий