Какие названия побуждают детей оказывать помощь?

Автор обзора: Анастасия Асмолова, студентка 4 курс НИУ ВШЭ

Оригинальная статья: Foster-Hanson, E., Cimpian, A., Leshin, R. A., & Rhodes, M. (2020). Asking Children to “Be Helpers” Can Backfire After Setbacks. Child Development, 91(1), 236–248.

Источник: Unsplash

Широко известно, что язык играет важную роль в ходе когнитивного и социального развития детей. Например, речь оказывает большое влияние на про-социальное поведение детей 4-5 лет: они намного охотнее будут выполнять со взрослым какое-либо действие, если назвать ребенка «хорошим художником» («хорошей художницей»), чем если просто попросить «давай вместе порисуем». Такие ярлыки категорий («хороший художник») позволяют ребенку чувствовать себя членом категории и приводят к тому, что рисование становится не ситуативной, а стабильной чертой личности. Интересно, что если далее ребенок столкнется с небольшой критикой, например, «Ты неправильно нарисовал(а) игрушку» со стороны взрослого, то он или она будет значительно негативнее оценивать свои действия, если до этого был использован ярлык. Возможно, это происходит потому, что дети начинают сомневаться, а действительно они принадлежат к категории «хороший художник», если совершили ошибку.

Так как в процессе роста дети регулярно сталкиваются с неудачами, авторы статьи решили изучить, какие негативные последствия будет иметь использование ярлыков категории, вместо использования глагола, если ребенок в дальнейшем столкнется с критикой. Например, будет ли использование категории «помощник» иметь большее влияние, чем использование фразы «помоги мне»? На первый взгляд может показаться, что исследовательский вопрос почти идентичен тому, что уже известно. Но это не совсем так. Быть «помощником» (или «помощницей») предполагает, в отличие от «быть хорошим художником» («хорошей художницей»), про-социальное поведение, в котором намного важнее само намерение, чем действительно успешный результат действия. Чтобы разобраться в этом, исследователи провели два эксперимента.

В первом эксперименте детей четырех и пяти лет случайным образом определяли в одну из двух групп: экспериментаторы либо использовали в своей просьбе название категории «помощник», либо озвучивали свою просьбу через глагол «помоги» — в то время как дети должны были разыгрывать 6 разных заданий с помощью двух игрушечных щенков, в которых один щенок давал задания другому, как, например, собрать мелки или налить молока для ланча. При этом, в 4 из 6 заданий дети справлялись «успешно», т.е. исследователи их хвалили, а при выполнении 2 из 6 заданий дети допускали «ошибки», т.е. им говорили: «Хмм, получилось не очень хорошо». В то время как у детей два раза (один – во время успешной попытки, второй – после двух неуспешных) спрашивали: “Нравится ли тебе помогать? Когда ты помогал(а) с …, ты был(а) рад(а) или нет? Когда ты помогал(а) с … ты хорошо или плохо помогал(а)? Когда ты помогал(а) с … ты был(а) хорошим мальчиком/хорошей девочкой? Представь, что завтра в парке ты встретишь человека в подобной ситуации, ты бы помог(ла)ему?” 

Затем дети должны были оценить по шкале от 1 до 6 насколько им понравилось помогать. Результаты подтвердили предположение авторов: использование названия категории приводит к более негативным оценкам своих действий в случае неудачи.

Во втором эксперименте исследователи использовали похожую процедуру, с той лишь разницей, что теперь детям приходилось действительно помогать собирать мелки, убирать кубики и т.п. После того, как они два раза сталкивались с неудачей в своих попытках помочь, экспериментаторы моделировали еще три ситуации (две сложные и одну легкую), в которых ребенок мог изъявить желание помочь, а мог не помогать. Результаты показали, что дети, которых называли «помощниками», реже помогали в ситуациях, требовавших больших усилий, и охотно помогали, только когда действие не требовало больших усилий, а результат с большой вероятностью должен был быть положительным. 

Таким образом, несмотря на то, что использование категорий побуждает детей к более про-социальному поведению, если ребенок сталкивается с какой-либо неудачей, такая включенность в категорию приводит к более негативной оценке своих собственных действий.

Оставьте комментарий