Память экспертов и язык

Автор обзора: Наталья Романчева, студентка 4 курса НИУ ВШЭ

Оригинальная статья: Croijmans, I., Arshamian, A., Speed, L. J., & Majid, A. (2020). Wine experts’ recognition of wine odors is not verbally mediated. Journal of Experimental Psychology. General.

Источник: Unsplash

Изучение экспертов в разных областях помогает лучше понять, как целенаправленное обучение чему-либо может повлиять на когнитивные процессы, в особенности на память. Например, известно, что музыканты лучше запоминают ноты, переводчики – слова, а шахматисты – шахматные позиции. Стоит сказать, что у экспертов часто запоминание не опирается на язык, в отличие от новичков. К примеру, у таксистов название улиц хранится в пространственной памяти, а не семантической. 

Однако, есть основания полагать, что память на запахи может зависеть от языка. В западной культуре меньше связи между запахом и его названием, и поэтому ее представителям сложнее назвать запах, в отличие от племен, которые практикуют охоту и собирательство. Также известно, что сомелье лучше называют и запоминают  ароматы вин, чем обыватели. 

При детальном изучении этой темы становится понятно, что роль языка при запоминании запахов неоднозначна. С одной стороны,  запоминание названия запахов улучшает память и распознавание запахов даже через большой промежуток времени. Качество запоминания ухудшается, если во время запоминания участники эксперимента выполняли не связанную с запоминанием вербальную задачу. Но с другой стороны, участники эксперимента плохо узнавали запахи только по словесному описанию. Также студенты – сомелье за 2 месяца улучшали навыки распознавания запаха, но не навыки запоминания названия. Сложно быстро вспомнить название запаха, когда встречаешься с ним, также сложно представить себе запах только по его названию. Это все говорит в пользу того, что запоминания запаха и его названия — все-таки разные процессы.  

Главная цель этого исследования —  узнать, насколько память на запахи у экспертов зависит от языка. В исследовании было проведено два эксперимента. В обоих экспериментах половина участников являлись винными экспертами, а остальные участники – нет. Для определения уровня знаний о вине участники предварительно проходили тестирование (Wine Knowledge Test). Этот тест позволял удостовериться, что знания экспертов действительно выше знаний не экспертов.

Гипотезы исследования были следующими: 1) У экспертов способность распознавать запахи улучшается при назывании запаха. 2) У экспертов память на распознавание запахов будет  хуже при параллельном выполнении вербальной задачи, чем при выполнении визуальной задачи.

В первом эксперименте использовались 48 запахов (16 запахов вина; 16 запахов, связанных с вином и 16 общих). На этапе запоминания  участникам предлагалось понюхать 24 запаха (по 8 из каждой категории). В одном условии участников просили называть вслух запах, а в другом они выполняли задание молча. После шел 10-минутный перерыв, в течение которого участник проходили опросы. Следом шла фаза узнавания: перед участниками ставили емкости с 48 запахами, и им нужно было определить, какой из запахов новый, а какой им встречался ранее. Также они оценивали приятность и знакомость запаха по 7 балльной шкале. При желании они могли назвать запах.

Изображение выглядит как текст

Автоматически созданное описание

Результаты показали, что называние запаха не улучшает память на запахи. Но остается возможность, что участники в условии без называния могли называть запахи про себя. Чтобы проконтролировать это, авторы модифицировали процедуру эксперимента. Отличие состояло в добавлении интерферирующего задания — дополнительного задания, необходимого для того, чтобы заполнить рабочую память и исключить возможность проговаривания названия аромата про себя.

Во втором эксперименте приняли участие 66 экспертов и 66 не экспертов. Использовались 48 запахов (16 вина, 16 связанных с вином и 16 общих). Участники были распределены по 3 условиям: условие с выполнением вербальной задачи, где нужно было запомнить ряд чисел (таким образом можно было контролировать, что испытуемые не будут проговаривать названия запахов про себя), выполнение визуальной задачи с запоминанием местоположения закрашенных квадратов (визуальная задача), и контрольная группа. 

Перед стадией запоминания тестировался индивидуальный уровень сложности для каждого участника. В стадии запоминания участникам нужно было запомнить 10 ароматов вина или других запахов (запахи, связанные с вином и общие запахи),  одновременно выполняя одну из двух задач, с вербальной или визуальной интерференцией. На стадии воспроизведения участники так же, как и в первом эксперименте, узнавали ранее представленные запахи среди новых запахов. После они оценивали приятность, знаковость каждого запаха, и могли назвать запах.  В результате оказалось, что эксперты лучше, чем новички, запоминали запахи вина, даже при параллельном выполнении визуальной и вербальной задачи. 

Результаты двух экспериментов показывают, что винные эксперты лучше запоминают винные запахи, чем запахи связанные с вином и общие запахи. Однако, оказалось, что запоминание у экспертов не опирается на язык, так как даже при вербальной задаче эксперты успешно распознавали запахи. Можно сказать, что после приобретения достаточного опыта, язык перестает играть большую роль для запоминания запахов.

Оставьте комментарий