Автор обзора: Наталья Романчева, студентка 4 курса НИУ ВШЭ
Оригинальная статья: Croijmans, I., Arshamian, A., Speed, L. J., & Majid, A. (2020). Wine experts’ recognition of wine odors is not verbally mediated. Journal of Experimental Psychology. General.
Изучение экспертов в разных областях помогает лучше понять, как целенаправленное обучение чему-либо может повлиять на когнитивные процессы, в особенности на память. Например, известно, что музыканты лучше запоминают ноты, переводчики – слова, а шахматисты – шахматные позиции. Стоит сказать, что у экспертов часто запоминание не опирается на язык, в отличие от новичков. К примеру, у таксистов название улиц хранится в пространственной памяти, а не семантической.
Однако, есть основания полагать, что память на запахи может зависеть от языка. В западной культуре меньше связи между запахом и его названием, и поэтому ее представителям сложнее назвать запах, в отличие от племен, которые практикуют охоту и собирательство. Также известно, что сомелье лучше называют и запоминают ароматы вин, чем обыватели.
При детальном изучении этой темы становится понятно, что роль языка при запоминании запахов неоднозначна. С одной стороны, запоминание названия запахов улучшает память и распознавание запахов даже через большой промежуток времени. Качество запоминания ухудшается, если во время запоминания участники эксперимента выполняли не связанную с запоминанием вербальную задачу. Но с другой стороны, участники эксперимента плохо узнавали запахи только по словесному описанию. Также студенты – сомелье за 2 месяца улучшали навыки распознавания запаха, но не навыки запоминания названия. Сложно быстро вспомнить название запаха, когда встречаешься с ним, также сложно представить себе запах только по его названию. Это все говорит в пользу того, что запоминания запаха и его названия — все-таки разные процессы.
Главная цель этого исследования — узнать, насколько память на запахи у экспертов зависит от языка. В исследовании было проведено два эксперимента. В обоих экспериментах половина участников являлись винными экспертами, а остальные участники – нет. Для определения уровня знаний о вине участники предварительно проходили тестирование (Wine Knowledge Test). Этот тест позволял удостовериться, что знания экспертов действительно выше знаний не экспертов.
Гипотезы исследования были следующими: 1) У экспертов способность распознавать запахи улучшается при назывании запаха. 2) У экспертов память на распознавание запахов будет хуже при параллельном выполнении вербальной задачи, чем при выполнении визуальной задачи.
В первом эксперименте использовались 48 запахов (16 запахов вина; 16 запахов, связанных с вином и 16 общих). На этапе запоминания участникам предлагалось понюхать 24 запаха (по 8 из каждой категории). В одном условии участников просили называть вслух запах, а в другом они выполняли задание молча. После шел 10-минутный перерыв, в течение которого участник проходили опросы. Следом шла фаза узнавания: перед участниками ставили емкости с 48 запахами, и им нужно было определить, какой из запахов новый, а какой им встречался ранее. Также они оценивали приятность и знакомость запаха по 7 балльной шкале. При желании они могли назвать запах.
Результаты показали, что называние запаха не улучшает память на запахи. Но остается возможность, что участники в условии без называния могли называть запахи про себя. Чтобы проконтролировать это, авторы модифицировали процедуру эксперимента. Отличие состояло в добавлении интерферирующего задания — дополнительного задания, необходимого для того, чтобы заполнить рабочую память и исключить возможность проговаривания названия аромата про себя.
Во втором эксперименте приняли участие 66 экспертов и 66 не экспертов. Использовались 48 запахов (16 вина, 16 связанных с вином и 16 общих). Участники были распределены по 3 условиям: условие с выполнением вербальной задачи, где нужно было запомнить ряд чисел (таким образом можно было контролировать, что испытуемые не будут проговаривать названия запахов про себя), выполнение визуальной задачи с запоминанием местоположения закрашенных квадратов (визуальная задача), и контрольная группа.
Перед стадией запоминания тестировался индивидуальный уровень сложности для каждого участника. В стадии запоминания участникам нужно было запомнить 10 ароматов вина или других запахов (запахи, связанные с вином и общие запахи), одновременно выполняя одну из двух задач, с вербальной или визуальной интерференцией. На стадии воспроизведения участники так же, как и в первом эксперименте, узнавали ранее представленные запахи среди новых запахов. После они оценивали приятность, знаковость каждого запаха, и могли назвать запах. В результате оказалось, что эксперты лучше, чем новички, запоминали запахи вина, даже при параллельном выполнении визуальной и вербальной задачи.
Результаты двух экспериментов показывают, что винные эксперты лучше запоминают винные запахи, чем запахи связанные с вином и общие запахи. Однако, оказалось, что запоминание у экспертов не опирается на язык, так как даже при вербальной задаче эксперты успешно распознавали запахи. Можно сказать, что после приобретения достаточного опыта, язык перестает играть большую роль для запоминания запахов.