Общий когнитивный механизм действия колыбельных

Автор обзора: Таисия Волкова, студентка 4 курса НИУ ВШЭ

Оригинальная статья: Bainbridge, C. M., Bertolo, M., Youngers, J., Atwood, S., Yurdum, L., Simson, J., Lopez, K., Xing, F., Martin, A., & Mehr, S. A. (2020). Infants relax in response to unfamiliar foreign lullabies. Nature Human Behaviour, 1–9.

Источник: Unsplash

Известно, что младенцы успокаиваются в ответ на пение взрослыми колыбельных песен. Колыбельная, как один из жанров музыки, отличима от других жанров по определенным акустическим признакам – медленному темпу, плавному мелодическому контуру. 

В недавнем исследовании авторы задались вопросом, успокаивает ли младенцев колыбельные, традиционные для культуры, к которой относится ребенок, или же колыбельные сами по себе имеют успокаивающий эффект независимо от того, в какой культуре она была создана. Для изучения этого вопроса авторами были взяты восемь колыбельных, написанных на иностранных для детей языках, а также песни, тоже написанные на других языках, но не являющиеся колыбельными. Всего в исследовании участвовали 144 младенца, а также их родители. Младенцев сажали перед монитором, где анимированные персонажи пели песни. Часть песен была колыбельными, часть нет. Последовательность песен менялась. 

Главным показателем эффекта колыбельной была частота сердечных сокращений. Дополнительно исследователи собирали такую информацию, как электрическая активность кожи, расширение зрачка, частота моргания, а после окончания эксперимента у родителей спрашивали, какую из песен они бы использовали в случае, если им нужно успокоить разволновавшегося ребенка.

Результаты показали, что, по сравнению с другими песнями, частота сердечных сокращений значимо менялась при проигрывании колыбельных. При этом было не важно, была ли эта колыбельная из той же культуры, к которой принадлежал испытуемый, или чужой. Однако такая реакция могла быть связана с повышенным вниманием к стимулу, а не с реакцией релаксации. Поэтому исследователи проверили также данные о реакции зрачков, кожи, и частоты моргания. Так как зрачки во время экспериментов у младенцев были меньше, кожная реакция ниже, а моргание реже, авторы сделали вывод о действительном расслаблении младенцев от проигрывания колыбельных, а не о повышенном интересе, что согласуется с изначальными гипотезами. 

А вот эффект пола обнаружен не был:младенцы одинаково расслаблялись при исполнении песен мужскими и женскими голосами и вне зависимости от пола ухаживающего взрослого.

Чтобы удостовериться, что именно акустические особенности песен оказывают релаксационных эффект, ученые проверили взаимосвязь между песнями и частотой сердечных сокращений. Чем больше песня была похожа на колыбельную, тем ниже была частота сердечных сокращений и тем лучше был эффект расслабления. Более того, величина эффекта оставалась неизменной для всех возрастов младенцев, что позволяет предположить, что на нее не повлияло развивающееся музыкальное восприятие младенцев. 

Результаты опроса родителей показали, что для успокоения своих детей они тоже предпочтут колыбельные другой музыке. Авторы также приводят альтернативную теорию для эффекта, описанного в статье: возможно, что с течением времени у младенцев возникает ассоциация между песнями, которые поют их родители, и успокоением. Поэтому, даже когда младенцы на эксперименте слушали незнакомые колыбельные, они связали их с прошлым опытом и расслабились.

В совокупности приведенные в статье результаты предполагают, что младенцы предрасположены реагировать на универсальные особенности колыбельных, а не на то, слышали ли они их раньше.

Оставьте комментарий