Когда дети замечают то, что взрослые пропускают

Автор обзора: Шкуренко Татьяна, студентка 2 курса НИУ ВШЭ

Оригинальная статья: Plebanek, D. J., & Sloutsky, V. M. (2017) Costs of Selective Attention: When Children Notice what Adults Miss Psychological Science, 28 723-732

Источник: Unsplash

Ни для кого не секрет, что процесс взросления подразумевает развитие различных когнитивных навыков и функций.  Одной из важнейшей функцией, которая изменяется с возрастом, является внимание. Однако, в отличие от ряда других функций, с возрастом оно не становится однозначно  лучше. Внимание в ходе развития претерпевает качественные изменения, которые, с одной стороны, могут рассматриваться как адаптивные, но в отдельных случаях оказываются не столь эффективными.

Особенность внимания у детей заключается в том, что им бывает трудно концентрироваться на небольшом количестве важной информации, а также фильтровать нерелевантную информацию. Такой тип внимания называется распределенным, или диффузным. В процессе взросления же развивается селективное внимание, которое позволяет сосредотачивать внимание на важных аспектах задачи, легко отбрасывая лишнюю информацию. Считается, что его развитие осуществляется в промежутке от 4 до 7 лет.

Селективное внимание имеет ряд преимуществ: оно требует меньше усилий, процесс классификации становится более автоматизированным, повышается скорость и точность в различении категорий по определённым признакам. В то же время, недостаток такого типа внимания заключается в игнорировании ненужной на первый взгляд информации, что ведет к определенным сложностям, когда эта информация может оказаться важной для выполнения другой задачи. В этом случае преимущество получает распределенное внимание, которое преобладает у маленьких детей: для них это  не будет вызывать трудностей в отличие от взрослых.

С целью проверить гипотезу о различиях во внимании у детей и взрослых авторы статьи провели два эксперимента. В них приняло участие 35 взрослых и 34 ребенка в возрасте 4-5 лет. В первом эксперименте участникам последовательно показывались объекты: первый целевой, состоящий из двух наложенных контуров фигур – красного и зеленого, а затем второй — тестовый, который также состоял из наложенных красных и зеленых фигур.

Стимульный материал Эксперимента 1

Испытуемым задавали 2 вопроса: была ли первая красная фигура новой, и был ли второй объект из контуров таким же, как и первый. Чтобы привлечь внимание участников к красной фигуре, на протяжении первых попыток зелёная фигура у тестового и целевого объектов оставалась неизменной, в то время как красная отличалась. В дальнейшем возникали вариации: целевой и тестовый объекты могли не отличаться совсем, отличаться зелёной или красной фигурой. Предполагалось, что взрослые будут замечать изменения фигуры красного цвета, на который было обращено внимание в начале эксперимента, в то время как дети, благодаря распределённому вниманию, будут лучше справляться с заданиями, где нужно обнаружить изменение зелёного контура. 

Гипотеза авторов подтвердилась: взрослые немного превосходили детей в обнаружении изменений красных фигур, но они показывали значительно более низкий результат с зелёной фигурой по сравнению с младшими испытуемыми. Это подтверждает изначальные предположения авторов о том, что внимание детей в отличие от взрослых, является более распределенным.

Чтобы убедиться в корректности выводов, был проведён второй эксперимент с заданиями на зрительный поиск: участникам предлагался набор из 6 существ, состоящих из геометрических фигур. Испытуемым необходимо было обнаружить среди этих существ то, которое имело признак, показанный на экране незадолго до этого (например, кнопку определённой формы на туловище). Помимо этого, участникам показывались отдельные изображения существ и задавался вопрос: появлялось ли оно до этого в процессе игры или было новым? Изображения могли быть идентичны старому или отличаться от него по какому-то одному признаку – ключевому, по которому происходил поиск целевого изображения, или другому. 

Процедура и стимульный материал Эксперимента 2

Логично было предположить, что точность узнавания изображений, отличных по не ключевым признакам, у детей будет выше, чем у взрослых. Как показали результаты, взрослые респонденты справлялись с заданием на зрительный поиск немного лучше, чем дети — хорошо запоминали ключевые признаки, однако значительно уступали младшим участникам в заданиях с отличиями по нерелевантным признакам.

Таким образом, результаты экспериментов согласуются между собой и вместе подтверждают гипотезу о преимуществах и недостатках селективного внимания у взрослых.

Распределённое внимание детей может быть выгодно в раннем когнитивном развитии и научении: обработка как относящейся к задаче, так и «посторонней» информации, может привести к охватыванию большего объёма знаний в раннем возрасте. Стоит также учитывать, что такой тип внимания может стать ограничением, когда целью является изучение понятий, основанных на строгих правилах (содержащих строго определенное количество релевантной информации), например, в математике и естественных науках. Авторы исследования предполагают, что программы раннего развития могли бы использовать эти результаты при построении и улучшении образовательных программ в дошкольном возрасте.

Оставьте комментарий