Младенцы определяют фокус внимания другого человека, опираясь на прагматику и пользуясь методом исключения

Автор обзора: Алексей Еськов

Оригинальное исследование: Moll, H., Koring, C., Carpenter, M. & Tomasello, M. (2006). Infants determine others’ focus of attention by pragmatics and exclusion. Journal of Cognition and Development, 7(3), 411-430.

woman holding toddler on carrier

Источник: Unsplash

Исследование авторского коллектива из института им. Макса Планка (Германия) посвящено оценке понимания детьми 14 – 24 месяцев избирательного внимания взрослых – понимают ли дети, на что направлен фокус внимания взрослого, если направление его взгляда не является достаточно надежной подсказкой?

Дети решают задачу «чего хотят взрослые» постоянно. Какими приемами они обладают в разных возрастах?

Одним из факторов, привлекающих внимание к объекту, является его новизна. Действительно, новый предмет скорее привлечет наше внимание, чем уже известный – этот вопрос изучали Tomasello и Haberl в своем исследовании (Tomasello and Haberl, 2003). Также известно, что ребенок может прослеживать направление взгляда взрослого и определять, на что тот смотрит. Направление взгляда является подсказкой. Однако в большинстве подобных работ новый предмет был одинаково новым и для взрослого и для ребенка, поэтому представляется сложным оценить истинное понимание детьми новизны объекта – оценивают ли они, что является новым с позиции взрослого или просто обращают внимание на то, что ново для них самих.

В данном исследовании авторы варьировали именно новизну объекта для взрослого, для ребенка же он во всех условиях был знаком. В случае, если взрослый проявляет интерес к новому для него предмету, интерпретация его поведения ребенком, понимающим значение новизны, должна быть очевидной. Но какое поведение ребенок продемонстрирует, если взрослый проявит повышенный интерес к знакомому предмету? Ведь в таком случае подсказка будет не очевидной.

В обсуждаемом эксперименте авторы выясняли, действительно ли дети этого возраста различают фокус внимания взрослого в зависимости от его прошлого опыта.

В качестве основной независимой переменной выступала новизна объекта для взрослого. При условии «знакомого предмета» ребенок и экспериментатор играли с предметом непродолжительное время, а затем взрослый неожиданно показывал заинтересованность этим предметом снова (на задней поверхности была небольшая наклейка, на которой он фокусировался). Гипотеза заключалась в том, что в этом случае младенец не должен думать, что взрослый удивляется предмету в целом, потому что они только что вместе играли с ним. Вместо этого младенец будет думать, что в предмете должно быть что-то новое, что-то, что не было отмечено ранее, что привлекло внимание взрослого. А наклейка была наиболее подходящим объектом этого внимания.

При условии «незнакомого предмета» ознакомительная игра проводилась, но в ней не принимал участие экспериментатор, таким образом, игрушка была новой для него. При этом условии экспериментатор так же проявлял повышенный интерес к предмету. В этом случае, несмотря на то, что отношение экспериментатора было направлено на точно то же место, как и в условии «знакомого объекта» (обратная сторона предмета с наклейкой), ожидали, что ребенок будет интерпретировать фокус внимания взрослого как направленный на целый предмет, потому что для взрослого он был новый. Важно помнить, что ребенок во всех условиях был знаком с предметом, а взрослый не был знаком в одном из условий.

В первом эксперименте были исследованы группы 18- и 24-х месячных детей (всего 50 человек).

Материалом были 6 игрушек, на задней поверхности которых была маленькая наклейка. Некоторые игрушки были обычными – барабан, двухъярусная кровать и коробка. Другие были более абстрактной формы, неизвестные предметы с разными деталями к ним. Рис.1 представляет образец двух игрушек.

Рис.1. Примеры игрушек в эксперименте 1. Рисунки А и С – предмет «лицом», В и D – предмет задней стороной, отмеченной целевой наклейкой.

Итак, исследователи варьировали стимулы (конкретные и более абстрактные), последовательность предъявления, условия (знакомый / незнакомый взрослому предмет).

Ответные действия детей были разделены на три группы: направленные на целый предмет (называние предмета, указание на предмет, передача экспериментатору), направленные на часть предмета (называние этой части, указывание конкретно на нее, оглядывание предмета в поисках чего-то особенного), поисковый взгляд (оглядывание помещения).

Второй эксперимент включал почти те же процедуры и основания, но проводился на выборке детей 14 месяцев (30 человек). Процедура была упрощена, а целевые действия сокращены до 2х: поисковый взгляд и манипуляции с предметом. Дети 14 месяцев почти не совершали действий, направленных на часть объекта, поэтому авторы кодировали только действия с целым объектом и поисковые.

В результате авторы обнаружили следующие закономерности:

— дети с 14 месяцев при условии знакомого предмета (т.е. когда экспериментатор действовал «странно») склонны считать причиной поведения взрослого какой-то другой предмет.

— при условии «нового предмета» эта же возрастная группа детей обращала внимание на предмет в целом.

— дети часто игнорировали прямые, казалось бы, подсказки взрослого (голос, взгляд, поза), относительно детали, к которой обращено его внимание (только около 21% действий были направлены на наклейку).

— дети охотнее искали другой предмет (2/3 случаев), чем обращались к исследованию частей целевого предмета, хотя направление взгляда взрослого, казалось бы, исключало возможность поиска по всей комнате.

«Странное» поведение взрослого при условии «знакомого предмета», по-видимому, побуждает детей сделать вывод, что его реакция вызвана не самим предметом, а чем-то иным, а возможно, чем-то в предмете, что ребенок не заметил. Таким образом, дети используют метод исключения.

Полученные данные статистически достоверно говорят о том, что дети в возрасте от 14 месяцев могут учитывать предыдущий опыт человека, чтобы определять его фокус внимания подходящими способами. Это исследование показывает, что дети этого возраста знают, что 1) человек обычно не бывает заинтересован знакомым предметом снова, если только он не увидел в нем что-то новое; 2) нелогичное на первый взгляд поведение имеет свои причины. Дети, вероятно, предполагают, что когда взрослый с удивлением реагирует на предмет, с которым он знаком, на то есть причины: что-то на что они ранее не обратили внимание, и они ищут это.

Литература:

Tomasello, M., & Haberl, K. (2003). Understanding attention: 12- and 18-month-olds know what’s new for other persons. Developmental Psychology, 39, 906–912.

Оставьте комментарий